МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



УТВЕРЖДАЮ
Заместитель Министра образования
Российской Федерации

В.Д. Шадриков
“      ” ____________ 2000 г.
Номер государственной регистрации

----------------------------------------------------



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ



Специальность: 075200 Компьютерная безопасность.

Квалификация:  математик.


Вводится с момента утверждения













Москва 2000 г.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ 075200 - КОМПЬЮТЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

1.1 Специальность утверждена приказами Минобразования России  №2719 от 30.12.1997 г., №  686  от  2.03.2000 г. и №1010 от 6.04.2000 г.
1.2 Квалификация выпускника математик.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по защите информации по специальности 075200 компьютерная безопасность при очной форме обучения составляет 5 лет 6 месяцев.
1.3 Квалификационная характеристика выпускника.
1.3.1. Область науки и техники, охватывающая совокупность проблем, связанных с построением и доказательным анализом качества защищенных компьютерных систем.
1.3.2. Объектами профессиональной деятельности выпускника по специ­альности 075200  компьютерная безопасность явля­ются: защищенные компьютерные системы и средства обработки, хране­ния и передачи информации; службы защиты информации; математичес­кие модели процессов, возникающих при защите информации.
1.3.3. Виды профессиональной деятельности.
Выпускник в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой может осуществлять следующие виды профессиональной деятельности:
Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разработанной вузом.
Математик подготовлен к решению следующих типов задач:
а) производственно-технологическая деятельность:

б) организационно-управленческая деятельность:

с) экспериментально-исследовательская деятельность:
Выпускник по специальности 075200 “Компьютерная безопасность”   в соответствии с требованиями Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37 может занимать непосредственно после окончания вуза следующие первичные должности: специалист по защите информации, инженер по защите информации, а также аналогичные по выполняемым обязанностям должности, специфические для отдельных отраслей.

1.4. Возможности продолжения образования выпускника.
Математик, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 075200  “Компьютерная безопасность”, подготовлен для продолжения образования в  аспирантуре по профильным специальностям.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ АБИТУРИЕНТА.

  1. Предшествующий уровень образования абитуриента - среднее (полное) общее образование.
  2. Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 075200 КОМПЬЮТЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

  1. Основная образовательная программа подготовки математика разрабатывается на основании настоящего государственного образовательного стандарта и включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы учебных и производственных практик.
  2. Требования к обязательному минимуму содержания основной образовательной программы подготовки математика к условиям ее реализации и срокам ее освоения определяются настоящим государственным образовательным стандартом.
  3. Основная образовательная программа подготовки математика состоит из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Дисциплины и курсы по выбору студента в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном компоненте цикла.
  4. Основная образовательная программа подготовки математика должна предусматривать изучение студентом следующих циклов дисциплин: цикл ГСЭ - общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; цикл ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины; цикл ОПД - общепрофессиональные дисциплины; цикл ДС дисциплины специализации; ФТД - факультативные дисциплины, а также итоговую государственную аттестацию.
  5. Содержание национально-регионального компонента основной образовательной программы подготовки математика обеспечивать подготовку выпускника в соответствии с квалификационной характеристикой, установленной настоящим государственным образовательным стандартом.






  1. ТРЕБОВАНИЯ К ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МАТЕМАТИКА  ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 075200 КОМПЬЮТЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

Индекс
Наименование дисциплин и их основные разделы
Всего часов
1
2
3
ГСЭ
Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины
1800
ГСЭ.Ф.00
Федеральный компонент
1260
ГСЭ.Ф.01
Иностранный язык
Специфика артикуляции звуков, интонации, акцентуации и ритма нейтральной речи в изучаемом языке; основные особенности полного стиля произношения, характерные для сферы профессиональной комму­никации; чтение транскрипции. Лексический минимум в объеме 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера. Понятие дифференциации лексики по сферам применения (быто­вая, терминологическая, общенаучная, официальная и другая). Понятие о свободных и устойчивых словосочетаниях, фразеоло­гических единицах. Понятие об основных способах словообразования. Грамматические навыки,  обеспечивающие  коммуникацию  общего характера без искажения смысла при письменном и устном общении; основные грамматические явления, характерные для профессиональной речи. Понятие об обиходно-литературном, официально-деловом, науч­ном стилях, стиле художественной литературы. Основные особенности научного стиля. Культура и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета. Говорение. Диалогическая и монологическая речь с использова­нием наиболее употребительных и относительно простых лекси­ко-грамматических средств в основных коммуникативных ситуациях неофициального и официального общения. Основы публичной речи (устное сообщение, доклад). Аудирование. Понимание диалогической и монологической речи в сфере бытовой и профессиональной коммуникации.
Чтение. Виды текстов: несложные прагматические тексты и тексты по широкому и узкому профилю специальности. Письмо. Виды речевых произведений: аннотация, реферат, тези­сы, сообщения, частное письмо, деловое письмо, биография. 
340
ГСЭ.Ф.02
Физическая культура
Физическая культура в общекультурной и профессиональной под­готовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества. Законодатель­ство Российской Федерации о физической культуре и спорте. Физи­ческая культура личности.
Основы здорового образа жизни студента.  Особенности исполь­зования средств физической культуры для оптимизации работоспособ­ности.
Общая физическая и специальная подготовка в системе физичес­кого воспитания. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физичес­ких упражнений. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. Основы методики самостоятельных занятий и самоконтроль за состоянием своего организма.
408
ГСЭ.Ф.03
Отечественная история
Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государствен­ности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Осо­бенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социаль­но-политические процессы становления русской государственности. Приня­тие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в Х1-Х11 вв. Социально-политические изменения в русских землях в Х111-ХУ вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика фор­мирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формиро­вание сословной системы организации общества. Реформы Петра 1. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолю­тизма. Дискуссии о генезисе самодержавия.
Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевла­дения. Крепостное право в России. Мануфактурно промышленное производс­тво. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура Х1Х века и ее вклад в мировую культуру. Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций ин­тернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале ХХ в.  Объективная потребность индустриальной мо­дернизации России.  Российские реформы в контексте общемирового разви­тия в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса.  Ре­волюция 1917 г. Гражданская война и интервенция , их результаты и пос­ледствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие стра­ны в 20-е гг.  НЭП.  Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика.
Курс на строительство социализма в одной стране и его последс­твия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режи­ма личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны.  Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ.  НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений.
Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государствен­ного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглаше­ния. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999 гг.). Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Куль­тура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации

ГСЭ.Ф.04
Культурология
Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культур­ная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология.
Методы культурологических  исследований.
Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, мор­фология культуры, функции культуры, субъект культуры, культуроге­нез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культур­ные традиции, культурная картина мира, социальные институты куль­туры, культурная самоидентичность, культурная модернизация.
Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфичес­кие и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе.
Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобаль­ные проблемы современности.
Культура и личность.  Инкультурация и социализация.

ГСЭ.Ф.05
Политология
Объект, предмет и метод политической науки.  Функции полито­логии.
Политическая жизнь и властные отношения.  Роль и место поли­тики в жизни современных обществ. Социальные функции политики. История политических учений. Российская политическая тради­ция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.
Гражданское общество, его происхождение и особенности. Осо­бенности становления гражданского общества в России. Институциональные аспекты политики. Политическая власть. По­литическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы. Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения.  Политические технологии. Политический ме­неджмент. Политическая модернизация.
Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство. Социокультурные аспекты политики. Мировая политика и международные отношения. Особенности ми­рового политического процесса. Национально-государственные инте­ресы России в новой геополитической ситуации. Методология познания политической реальности.  Парадигмы по­литического знания.  Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика.

ГСЭ.Ф.06
Правоведение*
Государство и право. Их роль в жизни общества. Норма права и нормативно-правовые акты. Основные правовые системы современности. Международное право как особая система права. Источники российского права. Закон и подзаконные акты. Система российского права. Отрасли права. Правонарушение и юридическая ответственность. Значение законности и правопорядка в современном обществе. Правовое государство. Конституция Российской Федерации - основной закон государс­тва. Особенности федеративного устройства России. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Понятие гражданского правоотношения.  Физические и юридичес­кие лица. Право собственности. Обязательства в гражданском праве и ответственность за их нарушение. Наследственное право. Брачно-семейные отношения. Взаимные права и обязанности суп­ругов, родителей и детей. Ответственность по семейному праву. Трудовой договор (контракт). Трудовая дисциплина и ответс­твенность за ее нарушение. Административные правонарушения и административная ответс­твенность. Понятие преступления.  Уголовная ответственность за соверше­ние преступлений. Экологическое право. Особенности правового регулирования будущей профессиональной деятельности. Правовые основы защиты государственной тайны. Законодатель­ные и нормативно-правовые акты в области защиты информации и го­сударственной тайны.

ГСЭ.Ф.07
Психология и педагогика
Психология : предмет, объект  и  методы  психологии.
Место психологии в системе наук. История развития психологическо­го знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность. Психика и организм. Психика, поведение и деятельность. Ос­новные функции психики. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза.
Мозг и психика. Структура психики.  Соотношение сознания и бессознательного. Основные психические процессы. Структура сознания. Познавательные процессы.  Ощущение.  Восприятие. Представле­ние.  Воображение.  Мышление и интеллект.  Творчество.  Внимание. Мнемические процессы. Эмоции и  чувства. Психическая регуляция поведения и деятельности. Общение и речь. Психология личности. Межличностные отношения. Психология малых  групп. Межгрупповые отношения и взаимодействия.
Педагогика: объект, предмет, задачи, функции, мето­ды педагогики.
Основные категории педагогики: образование, воспи­тание, обучение, педагогическая деятельность, педагогическое вза­имодействие, педагогическая технология, педагогическая задача. Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен и педагогический процесс. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образо­вания, единство образования и самообразования. Педагогический процесс. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения. Воспитание в  педагогическом процессе. Общие формы организации учебной деятельности. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, диспут, конфе­ренция, зачет, экзамен, факультативные занятия, консультация. Методы, приемы, средства организации и управления педагоги­ческим процессом. Семья как субъект педагогического взаимодействия и социо­культурная среда воспитания и развития личности. Управление образовательными системами.

ГСЭ.Ф.08
Русский язык и культура речи
Стили современного русского литературного языка.  Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения. Устная и пись­менная разновидности литературного языка. Нормативные, коммуникатив­ные, этические аспекты устной и письменной речи. Функциональные стили современного русского языка.  Взаимодействие функциональных стилей. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языко­вых уровней в научной речи.  Речевые нормы учебной и научной сфер дея­тельности. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования, жанровое разнообразие. Языковые формулы официальных документов. Приемы унифика­ции языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Язык и стиль распорядительных до­кументов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. Язык и стиль инс­труктивно-методических документов. Реклама в деловой речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистичес­ком стиле. Особенности устной публичной речи. Оратор и его аудитория. Основные виды аргументов. Подготовка речи: выбор темы, цель речи, по­иск материала, начало, развертывание и завершение речи. Основные прие­мы поиска материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятливость, информативность и вы­разительность публичной речи. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов. Культура речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

ГСЭ.Ф.09
Социология
Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект О. Конта. Классические социологические теории.  Современные социологические теории. Русская со­циологическая мысль. Общество и социальные институты.  Мировая система и процессы глобализации. Социальные группы и общности. Виды общностей. Общность и личность. Малые группы и коллективы. Социальная организация. Социальные движения. Социальное неравенство, стратификация и социальная мобиль­ность. Понятие социального статуса. Социальное взаимодействие и социальные отношения. Обществен­ное мнение как институт гражданского общества. Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры. Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект. Социальные изменения.  Социальные революции и реформы.  Кон­цепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Методы социологического исследования.

ГСЭ.Ф.10
Философия
Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее историчес­кого развития. Структура философского знания. Учение о бытии. Монистические и плюралистические концепции бытия, самоорганизация бытия.  Понятия материального и идеального. Пространс­тво, время.  Движение и развитие, диалектика. Детерминизм и индетерми­низм. Динамические и статистические закономерности.  Научные, философс­кие и религиозные картины мира. Человек, общество, культура. Человек и природа. Общество и его структура. Гражданское общество и государство. Человек в системе соци­альных связей. Человек и исторический процесс; личность и массы, сво­бода и необходимость. Формационная и цивилизационная концепции общест­венного развития. Смысл человеческого бытия. Насилие и ненасилие. Свобода и ответс­твенность. Мораль, справедливость, право. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах. Эстетичес­кие ценности и их роль в человеческой жизни. Религиозные ценности и свобода совести. Сознание и познание. Сознание, самосознание и личность. Познание, творчество, практика. Вера и знание. Понимание и объяснение. Рацио­нальное и иррациональное в познавательной деятельности. Проблема исти­ны. Действительность, мышление, логика и язык. Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания, его методы и формы. Рост научного знания. Научные революции и смены типов рацио­нальности. Наука и техника. Будущее человечества.  Глобальные проблемы современности. Взаимо­действие цивилизаций и сценарии будущего.

ГСЭ.Ф.11
Экономика*
Введение в экономическую теорию. Блага. Потребности, ресурсы. Экономический выбор. Экономические отношения. Экономические системы. Основные этапы развития экономической теории. Методы экономической те­ории. Микроэкономика. Рынок. Спрос и предложение. Потребительские пред­почтения и предельная полезность. Факторы спроса. Индивидуальный и ры­ночный спрос. Эффект дохода и эффект замещения. Эластичность. Предло­жение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности. Эффект масштаба. Виды издержек. Фирма. Выручка и прибыль. Принцип мак­симизации прибыли. Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрас­ли. Эффективность конкурентных рынков. Рыночная власть. Монополия. Мо­нополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольное регулирова­ние. Спрос на факторы производства. Рынок труда. Спрос и предложение труда. Заработная плата и занятость. Рынок капитала. Процентная ставка и инвестиции. Рынок земли. Рента. Общее равновесие и благосостоя­ние. Распределение доходов. Неравенство. Внешние эффекты и общественные блага. Роль государства. Макроэкономика. Национальная экономика как целое. Кругооборот до­ходов и продуктов. ВВП и способы его измерения. Национальный доход. Располагаемый личный доход. Индексы цен. Безработица и ее формы. Инф­ляция и ее виды. Экономические циклы. Макроэкономическое равновесие. Совокупный спрос и совокупное предложение. Стабилизационная политика. Равновесие на товарном рынке. Потребление и сбережения. Инвестиции. Государственные расходы и налоги. Эффект мультипликатора. Бюджетно-на­логовая политика. Деньги и их функции. Равновесие на денежном рынке. Денежный мультипликатор. Банковская система. Денежно-кредитная политика. Экономический рост и развитие. Международные экономические отноше­ния. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс.  Валютный курс. Особенности переходной экономики России. Приватизация. Формы собственности. Предпринимательство. Теневая экономика. Рынок труда. Распределение и доходы. Преобразования в социальной сфере. Структурные сдвиги в экономике. Формирование открытой экономики.

ГСЭ.Р.00
Национально-региональный (вузовский) компонент
270
ГСЭ.В.00
Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом
270

* - дисциплины, рекомендуемые УМО в качестве обязательных.





ЕН
Общие математические и естественнонаучные дисциплины
2800

ЕН.Ф.00
Федеральный компонент
2300

ЕН.Ф.01
Математика

Математический анализ:        
вещественные и комплексные числа; последова­тельности и их пределы; свойства пределов последовательностей; частичные пределы, верхний и нижний пределы и их свойства; непрерывные функции и их основные свойства; точки разрыва функций и их классификация; основные элементар­ные функции; производные и дифференцируемые функции; производные высших порядков; формула Тейлора; первообразные и неопределенные интег­ралы; числовые ряды, признаки сходимости; абсолютно сходящиеся ряды; функциональные последо­вательности и ряды; признаки равномерной сходи­мости; степенные ряды и их свойства; тригоно­метрические и обратные тригонометрические функ­ции; ряд Тейлора; интеграл Римана-Стилтьеса; интеграл Римана; критерии интегрируемости; функции ограниченной вариации; спрямляемые кри­вые; длина кривой; метрические пространства; фундаментальные последовательности; полные пространства; компактные множества; связные множества; равномерная непрерывность; дифферен­цируемые отображения; полная производная; диф­ференциал; якобианы; формула и ряд Тейлора для вещественной функции многих переменных; услов­ные и безусловные экстремумы; несобственные ин­тегралы; признаки сходимости; интегралы, за­висящие от параметра; равномерная сходимость; признаки равномерной сходимости; эйлеровы ин­тегралы; бета и гамма-функции и их свойства; интегралы Фурье; ряды Фурье; признаки сходи­мости; кольца, полукольца, алгебры; понятие ме­ры; свойства меры на кольце; продолжение меры; измеримые функции и их свойства; абстрактный интеграл Лебега и его основные свойства; связь интегралов Лебега и Римана; кратные интегралы; замена переменных; произведение мер; теорема Фубини.

Алгебра:
элементы комбинаторики;   внутренние   бинарные  операции на множестве;  основные алгебраические структуры:  полугруппы,  группы, кольца, поля и их простейшие свойства; операции над матрицами; элементарные преобразования матриц; определите­ли матриц; обратимые матрицы; ранг матрицы над полем; система линейных уравнений над полем; система линейных неравенств; делимость и деле­ние с остатком в кольце целых чисел; основная теорема арифметики; поле комплексных чисел; кольца вычетов; уравнения в кольце вычетов и сравнения; кольцо многочленов; каноническое разложение многочлена; свойства элементов груп­пы, подгруппы группы; разложение группы в смеж­ные классы и классы сопряженных элементов; про­изведение подгрупп; группа подстановок; нор­мальные делители группы; конечные абелевы груп­пы; векторное пространство; конечномерные век­торные пространства; подпространства; линейные преобразования векторных пространств; подобие матриц над полем; евклидовы и унитарные прост­ранства; квадратичные формы; основные свойства элементов кольца, подкольца и идеалы кольца; прямые суммы колец и идеалов; классификация расширений полей; простые поля; поле разложения многочлена; конечные поля; многочлены над ко­нечными полями; нормальные формы матрицы над полем; граф линейного преобразования конечного пространства; линейные рекуррентные последова­тельности над полем; системы линейных уравнений над кольцом вычетов; свойства групп подстано­вок, связанные с транзитивностью.
Геометрия:        156
векторная алгебра; системы координат   на плоскости и в пространстве;  прямая  линия  на плоскости; кривые второго порядка на плоскости; прямая линия и плоскость в пространстве; по­верхности второго порядка; поверхности враще­ния; цилиндрические, конические поверхности; аффинные преобразования плоскости и простран­ства; группы преобразований плоскости и прост­ранства; элементы проективной геометрии.

Теория вероятностей и математическая статистика:
аксиоматика теории вероятностей; комбинаторно­-вероятностные схемы; биномиальная и полиноми­альная схемы; случайные величины и их распреде­ления; случайные векторы и их распределения; многомерное нормальные распределение; виды сходимости последовательностей случайных величин; ха­рактеристические функции и их свойства; закон боль­ших чисел; локальная предельная теорема для решет­чатых случайных величин; различные формы централь­ной предельной теоремы; дискретные цепи Маркова; эргодическая теорема для дискретных цепей Маркова; дискретные марковские процессы с непрерывным време­нем; пуассоновский процесс и его свойства; вине­ровский процесс и его свойства; стохастический ин­теграл; стационарные случайные процессы; теорема о спектральном представлении; точечное и доверитель­ное оценивание параметров распределений; методы по­лучения оценок; критерии согласия; проверка статис­тических гипотез; последовательный анализ; непара­метрические методы математической статистики; метод наименьших квадратов; основы статистической теории распознавания образов; основы статистической теории выделения сигналов на фоне помех.
Теория функций комплексного переменного: 
голоморфные функции; условия Коши-Римана; степенные ряды в комплексной области;  экспонента и логарифмы в комплексной области; аналитические функции и их основные свойства; нули аналитической функции; по­люсы; мероморфные функции; криволинейные интегралы; гладкие пути; дифференциальные формы; гомотопия; односвязные и звездные области; гармонические функ­ции и их связь с аналитическими функциями; целые функции; теорема Лиувилля; принцип максимума моду­ля; формула Грина; интеграл типа Коши; ряды Лорана; изолированные особые точки и их классификация; вы­четы; принцип аргумента; вычисление интегралов с помощью вычетов.

Дифференциальные уравнения:
общая теория  дифференциальных уравнений и  систем; задача Коши и краевые задачи; линейные уравнения  и системы; теория устойчивости;  уравнения в  частных производных первого порядка.
1300

ЕН.Ф.02
Физика
физические основы механики: понятие состояния в классической механике, уравнения движения, за­коны сохранения, основы релятивистской механи­ки, принцип относительности в механике, кинема­тика и динамика твердого тела, жидкостей и га­зов; электричество и магнетизм: электростатика и магнитостатика в вакууме и веществе, уравне­ния Максвелла в интегральной и дифференциальной форме, материальные уравнения, квазистационарные токи, принцип относительности в электродинами­ке; физика колебаний и волн: гармонический и ангармонический осциллятор, физический смысл спектрального разложения, кинематика волновых процессов, нормальные моды, интерференция и дифракция волн, элементы Фурье-оптики; кванто­вая физика: корпускулярно-волновой дуализм, принцип неопределенности,  квантовые состояния, принцип суперпозиции,  квантовые уравнения движения,  операторы физических величин, энергетический  спектр атомов и молекул,  природа химической связи; статистическая физика и термоди­намика: три начала термодинамики, термодинами­ческие функции состояния, фазовые равновесия и фазовые превращения, элементы неравновесной термодинамики, классическая и квантовые статис­тики, кинетические явления, системы заряженных частиц, конденсированное состояние.
400

ЕН.Ф.03
Информатика
понятие информации;  общая характеристика  процесса сбора, передачи, обработки и накопления информации; понятие алгоритма; ЭВМ как исполнитель алгоритмов: структура вычислительных машин, принципы их функци­онирования, основные характеристики, история развития; структура программы на языке высокого уровня, представление текста программы, оформ­ление программы; развитие языков программирова­ния; этапы разработки программ; основные типы ЭВМ: архитектура, назначение центрального про­цессора и основной памяти, классы памяти, типы и назначение внешних устройств; представление данных в памяти ЭВМ; обработка данных в цент­ральном процессоре: типы команд, реализация операций и операторов языка высокого уровня на языке ассемблера; особенности организации персональных ЭВМ; оценка производительности ЭВМ; понятие системного программного обеспече­ния: назначение, возможности, структура; опера­ционные системы для различных ЭВМ: файловая система, система управления работой пользовате­лей, командные языки; трансляторы и редакторы связей; этапы работы на ЭВМ; особенности работы на ПЭВМ; основные понятия систем управления ба­зами данных и базами знаний.
100

ЕН.Ф.04
Экология
Биосфера и человек:  структура биосферы, экосистемы,  взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека; химические свойства материалов, применяемых в системах защиты информации, химические системы и процессы; реакционная способность веществ; механизмы воздействия электромагнитных излучений на окружающую среду; физико-химическое моделирование процессов взаимосвязи электромагнитных полей с жизнедеятельностью объектов;  глобальные проблемы окружающей среды;  экологические  принципы  рационального  использования природных ресурсов и охраны природы;  основы экономики природопользования;  экозащитная  техника и технологии;  основы экологического права,  профессиональная  ответственность; международное сотрудничество в области экологии.
100

ЕН.Ф.05
Математическая логика и теория алгоритмов
формулы алгебры высказываний; представление бу­левых функций формулами; критерии полноты систем булевых функций; псевдобулевы функции и их представление рядами Фурье; критерии полноты систем функций К-значной логики; классификация функций К-значной логики; минимизация булевых функций; исчисления высказываний и предикатов, их полнота и непротиворечивость; основные под­ходы к формализации понятия алгоритма; понятие о сложности алгоритмов; вычислительные алгорит­мы; дедуктивные процедуры вывода в логике первого порядка; принцип резолюций для логики высказываний и логики предикатов; реляционная алгебра и реляционное исчисление.
100

ЕН.Ф.06
Дискретная математика
конечные автоматы; автоматные базисы и проблема полноты; эквивалентность в автоматах; автомат­ные языки; понятие формальной грамматики; эксперименты с автоматами; тестиро­вание автоматов; вероятностные автоматы; графы и орграфы; изоморфизмы; деревья; эйлеровы гра­фы; планарные графы; покрытия и независимые множества; сильная связность в орграфах; анализ графа цепи Маркова; алгоритмы поиска кратчайших путей в графах; задача поиска гамильтонова цик­ла в графе; задача о коммивояжере; принцип включения-исключения; рекуррентные соотношения и производящие функции; трансверсали; латинские прямоугольники и квадраты; комбинаторные конфи­гурации, блок-схемы; конечные проективные плоскости; ортогональные латинские квадраты; матрицы Адамара; перечисление графов и отобра­жений; экстремальные задачи; оптимизационные задачи; универсальные задачи; метод ветвей и границ.
200

ЕН.Ф.07
Теория информации
энтропия вероятностной схемы; аксиомы Хинчина и Фаддеева; условная энтропия; взаимная информация и ее свойства; источники информации; энтропия источников; дискретный источник без памяти; теоремы Шеннона об источниках; марковские и эргодические источники; информационная дивергенция; граница Симмонса; оптимальное кодирование; префиксные коды; неравенство Крафта; линейные коды; параметры кодов и их границы; корректирующие свойства кодов; циклические коды; БЧХ - коды; код Хемминга; сверточные коды; математическая модель канала связи; пропускная способность канала связи; прямая и обратная теоремы кодирования
100

ЕН.Р.00
Национально-региональный (вузовский) компонент
250

ЕН.В.00
Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом
250





ОПД
Общепрофессиональные дисциплины
3240

ОПД.Ф.00
Федеральный компонент
2750

ОПД.Ф.01
Аппаратные средства вычислительной техники
системы счисления; форматы представления данных и кодирование информации; выполнение арифмети­ческих операций; элементы и узлы ЭВМ; структура центрального процессора; организация и структу­ра памяти; системы прерывания; системы вво­да-вывода; периферийные устройства; микропро­цессорная техника: понятие микропроцессора (МП); виды технологии производства МП, поколе­ния МП и их основные характеристики; обобщенная структура МП; основные промышленные линии микропроцессоров; перспективные МП;ПЭВМ, рабочие станции и серверы: вопросы проектирования ПЭВМ и рабочих станций, системная магистраль, буфе­ризация шин, управление системной магистралью, подключение дополнительных и интерфейсных схем; мини- и микро-ЭВМ; универсальные и специализи­рованные ЭВМ высокой производительности; архи­тектура современных ЭВМ; архитектура, ориенти­рованная на программное обеспечение, баз дан­ных, объектно-ориентированная архитектура.
250

ОПД.Ф.02
Методы программирования
современные технологии программирования; оценка качества программного обеспечения; общие прин­ципы методы и средства проектирования архи­тектуры и структуры, проектирования логики, тестирования и отладки, документирования и соп­ровождения программного обеспечения с учетом повышенных требований к надежности программ и их защищенности от несанкционированного досту­па; особенности разработки и сопровождения программного обеспечения для рабочих групп и в условиях парапрограммирования; CASE-технологии, технологии виртуального программирования и объ­ектно-ориентированного программирования; приме­нение математических методов в проектировании надежного и защищенного программного обеспече­ния: функциональное программирование, логичес­кое программирование, аналитическое программи­рование Дейкстры; структуры данных и абстракции данных; элементарные и простые структуры дан­ных; сложные структуры данных; оценка сложности алгоритмов; модели вычислений; алгоритмы сорти­ровки, алгоритмы поиска; алгоритмы на графах; генерация случайных последовательностей; алго­ритмы на подстановках; параллельные алгоритмы: методы проектирования параллельных алгоритмов, использование транспьютеров при реализации па­раллельных алгоритмов, оценки сложности.
200

ОПД.Ф.03
Языки программирования
общие принципы построения и использования язы­ков программирования; средства описания данных; средства описания действий; абстрактные типы данных: инкапсуляция, спецификация, реализация, параметризация, классы и объекты; обработка файлов; обработка исключений; параллельная об­работка; макрообработка; современные интегриро­ванные среды разработки программ; графичеческий интерфейс пользователя; отладчики; генераторы кода/приложений; библиотеки программ и классов; стандарты языков программирования,  общая характеристика языков ассемблера: назна­чение, принципы построения и использования; структура языка, основные группы команд, опера­торы, средства взаимодействия с операционной системой (ОС); языки ассемблера современных ЭВМ; взаимодействие программ на языке ассембле­ра с ОС: стандартные соглашения о связях, осо­бенности использования аппаратных средств при взаимодействии программ с ОС, способы реализации системнозависимых программ; особенности программирования в мультипрограммной и мульти­задачной средах: повторно используемые и реен­терабельные программы, особенности работы в за­щищенных режимах; организация параллельной об­работки; макропроцессоры: особенности макрооб­работки программ на языках ассемблера, способы использования макропроцессоров.
410

ОПД.Ф.04
Операционные системы
общая характеристика операционных систем; наз­начение и возможности систем клона UNIX,  систем группы Windows, интерфейс ОС с пользователями; диалоговые и пакетные интерфейсы; управление ресурсами: виды и иерархия ресурсов, виртуальные ресурсы, понятия стратегии и дисциплины управления ре­сурсами; управление процессорами: виртуальные процессоры, обработка прерываний, стратегии и дисциплины диспетчеризации; управление па­мятью: понятие памяти, типы реальной памяти и их основные характеристики, учет и распределе­ние свободной памяти, иерархическая организация памяти, кэш-память, своппинг, представление виртуальной внешней памяти; управление уст­ройствами: назначение и функции системы управ­ления устройствами, драйверы внешних устройств, планирование доступа к устройствам, управление операциями обмена, буферизация, блокирование, спулинг ; файловые системы: назначение, состав, уровни и иерархия функций файловой системы, структура файловой системы и ее элементы, режи­мы использования, типы; управление программа­ми: понятие программы, назначение и функции ре­дактора связей, назначение и функции загрузчи­ка, виртуальные программы; управление процес­сами: состояния процессов, синхронизация про­цессов, обмен сообщениями, стратегии и дисцип­лины планирования, наследование ресурсов, тупи­ковые ситуации, обработка исключений, сохране­ние и восстановление процессов; сопровождение ОС: задачи и принципы сопровождения системного программного обеспечения, генерация, настройка, измерение и модификация систем.
300

ОПД.Ф.05
Вычислительные сети
задачи и проблемы распределенной обработки дан­ных; классификация сетей по способам распреде­ления данных, сравнительная характеристика раз­личных типов сетей; основы организации и функ­ционирования сетей; сетевые операционные систе­мы; основные сетевые стандарты; средства взаи­модействия процессов в сетях; распределенная обработка информации в системах клиент-сервер; одноранговые сети; средства идентификации и ау­тентификации; средства повышения надежности функционирования сетей; интеграция локальных сетей в региональные и глобальные сети; неодно­родные вычислительные сети; организация сетей на базе операционной системы UNIX: основные протоколы, службы, функциониро­вание, сопровождение и разработка приложений, особенности реализации на различных платформах; организация сетей на базе операционной системы NetWare: основные протоколы, службы, функционирование, генерация, сопровождение и разработка приложе­ний; организация сетей на базе операционной системы Windows NT: основные протоколы, службы, функционирование, генерация, сопровождение и разработка приложе­ний; организация и функционирование сетей SNA; глобальные сети: Internet, основные службы и предоставляемые услуги, стандарты, перспективы развития;  организация корпоративных сетей интранет.
150

ОПД.Ф.06
Системы управления базами данных
общие принципы построения баз данных: реляцион­ная, иерархическая и сетевая модели; распреде­ленные базы данных в сетях ЭВМ; общая характе­ристика, назначение и возможности, классифика­ция систем управления базами данных (СУБД); языковые средства СУБД для различных моделей данных; языковые средства манипулирования данными в реляционных СУБД; языковые средства описания данных реляционных СУБД; особенности средств управления  в реализациях реляционных СУБД; проблемы оптимизации доступа к базам данных; средства реализации диалогового интерфейса и подготовки отчетов в языках СУБД; сервисные средства СУБД; средства автоматиза­ции проектирования баз данных: общая характе­ристика, назначение и возможности, классифика­ция, универсальные и специализированные генера­торы программ для СУБД; перспективы развития СУБД.
150

ОПД.Ф.07
Электроника и схемотехника
основные понятия теории электрических цепей; электрические цепи при гармоническом воздействии; анализ цепей в частотной области; сложные электрические цепи; четырехполюсники и фильтры; цепи с распределенными параметрами; радиотехнические сигналы и их спектры; элементы статистической радиотехники; воздействие сигналов на линейные электрические цепи; полупроводниковые приборы; диоды; биполярные и полевые транзисторы, параметры полупроводниковых приборов; усилители; основные каскады усилителей; обратная связь; интегральные схемы; элементы интегральных схем; дифференциальный усилитель; операционные усилители; аналоговые перемножители сигналов; нелинейное и параметрическое преобразование сигналов; модуляция и демодуляция; преобразование частоты; генераторы колебаний; импульсные и цифровые устройства; логические элементы цифровых устройств; триггеры; компараторы; мультивибраторы; цифровая обработка сигналов; аналоговые, дискретные и цифровые сигналы; аналого-цифровые и цифро-аналоговые преобразователи; быстрые преобразования; цифровые фильтры.
150

ОПД.Ф.08
Системы и сети передачи информации
классификация систем связи; кодирование инфор­мации в системах связи; помехоустойчивое коди­рование; схемная реализация; алгоритмы декоди­рования; методы модуляции в системах связи; основные типы модемов; уплотнение информации в системах связи; цифровая обработка аналоговых сигналов; дискретные вокодеры; особенности циф­ровых систем многоканальных передач сообщений; способы объединения цифровых потоков; особен­ности передачи дискретных сообщений по цифровым каналам; системы телефонной связи; цифровая те­лефония; системы телеграфной связи; коротковол­новые и ультракоротковолновые системы связи; радиорелейные системы связи; телевизионные системы; спутниковые системы связи; волокон­но-оптические системы связи; современные виды информационного обслуживания; факсимильная пе­редача информации; электронная почта; телекон­ференция; видеотекс; телетекс; сети связи; структура сетей связи; методы коммутации инфор­мации; особенности сетей с коммутацией каналов, сообщений и пакетов; эталонная модель взаимо­действия открытых систем; общие сведения о про­токолах эталонной семиуровневой модели; гло­бальные и локальные сети; особенности современных сетевых архитектур; архитектурные особен­ности современных локальных сетей; протоколы физического и канального уровней; технические характеристики и принципы функционирования сов­ременных модемов; маршрутизация и управление потоками в сетях связи; сети интегрального обслуживания.
150

ОПД.Ф.09
Основы информационной безопасности
понятие национальной безопасности; виды безо­пасности; информационная безопасность (ИБ) в системе национальной безопасности Российской Федерации; основные понятия, общеметодологические принципы теории ИБ; анализ угроз ИБ, проблемы информационной войны; государственная информационная политика; проблемы региональной информационной безопасности; виды информации; методы и средства обеспечения ИБ; методы нарушения конфеденциальности, целостности и доступности информации; причины, виды, каналы утечки и искажения информации.
80

ОПД.Ф.10
Теоретические основы компьютерной безопасности
архитектура электронных систем обработки данных; формальные модели; модели безопасности; политика безопасности; критерии и классы защищенности средств вычислительной техники и автоматизированных ин­формационных систем; стандарты по оценке защи­щенных систем; примеры практической реализации; построение парольных систем; особенности приме­нения криптографических методов; способы реали­зации криптографической подсистемы; особенности реализации систем с симметричными и несиммет­ричными ключами; концепция защищенного ядра; методы верификации; защищенные домены; примене­ние иерархического метода для построения защи­щенной операционной системы; исследование кор­ректности систем защиты; методология обследова­ния и проектирования систем защиты; модель политики контроля целостности.
100

ОПД.Ф.11
Организационно-правовое обеспечение информационной безопасности
Организационно обеспечение:
Анализ и оценка угроз информационной безопасности объекта; оценка ущерба;   средства и методы физической защиты объектов; служба безопасности объекта; организация и обеспечение режима секретности; организация пропускного и внутриобъектового режима; защита информации в экстремальных ситуациях; информационная безопасность объекта при осуществлении международного сотрудничества.
Правовое обеспечение:
законодательство РФ в области информационной безопасности, защиты государственной тайны и конфиденциальной информации; виды защищаемой информации; государственная тайна как особый вид защищаемой информации; конфиденциальная информация; система защиты государственной тайны; правовой режим защиты государственной тайны; лицензионная и сертификационная деятельности в области защиты информации; правовые основы защиты информации с использованием применения технических средств (защиты от технических разведок, применение и разработка шифровальных средств и т.д.); защита интеллектуальной собственности средствами патентного и авторского права; правовая регламентация охранной деятельности; международное законодательство в области защиты информации; преступления в сфере компьютерной информации; экспертиза преступлений в области компьютерной информации; криминалистические аспекты проведения расследований. 
100

ОПД.Ф.12
Технические средства и методы защиты информации
Виды, источники и носители защищаемой информации; демаскирующие признаки объектов наблюдения и сигналов; опасные сигналы и их источники; побочные электромагнитные излучения и наводки; структура, классификация и основные характеристики технических каналов утечки информации; классификация технической разведки;  возможности видов технической разведки; концепция и методы инженерно-технической защиты информации; методы и средства инженерной защиты и технической охраны объектов; скрытие объектов наблюдения; скрытие речевой информации в каналах связи; энергетическое скрытие акустических информативных сигналов; обнаружение и локализация закладных устройств, подавление их сигналов; подавление опасных сигналов акустоэлектрических преобразователей; экранирование и компенсация информативных полей; подавление информативных сигналов  в цепях заземления и электропитания; подавление опасных сигналов; характеристика государственной системы противодействия технической разведке; нормативные документы по противодействию технической разведке; виды контроля эффективности защиты информации; основные положения методологии инженерно-технической защиты информации; методы расчета и инструментального контроля показателей защиты информации.
100

ОПД.Ф.13
Криптографические методы защиты информации
история криптографии; прос­тейшие шифры и их свойства; композиции шифров; системы шифрования с открытыми ключами; виды информации, подлежащие закрытию, их модели и свойства; криптографическая стойкость шифров; модели шифров; основные требования к шифрам; совершенные шифры; теоретико-информационный подход к оценке криптостойкости шифров; вопросы практической стойкости; имитостойкость и поме­хоустойчивость шифров; принципы построения криптографических алгоритмов с симметричными и несимметричными ключами; различие между программными и аппаратными реализациями; методы получения случайных и псевдослучайных последовательностей; прог­раммные реализации шифров;  вопросы организации сетей засекреченной связи; понятие криптографического протокола; криптографические хеш-функции; электронная цифровая подпись; криптографические стандарты.
200

ОПД.Ф.14
Программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности
Защита программ и данных:
программно-аппаратные  средства  защиты  ПЭВМ; методы и средства ограничения доступа к компонентам ЭВМ; методы и средства привязки программного обеспечения к аппаратному окружению и физическим носителям; методы и средства хранения ключевой информации; защита программ от изучения; защита от разрушающих программных воздействий; защита от изменения и контроль целостности.
Защита в операционных системах:
типовая структура подсистемы безопасности ОС и выполняемые ей функции: идентификация и аутентификация, разграничение доступа, аудит, подотчетность действий, повторное использование объектов, точность и надежность обслуживания,  защита обмена данных; реализация подсистем безопасности; средства обеспечения безопасности в ОС семейств UNIX  и  Windows; домены безопасности; критерии защищенности ОС.
Защита в сетях:
Программно-аппаратные средства обеспечения информационной безопасности в вычислительных сетях; протоколы аутентификации при удаленном доступе; средства и методы обеспечения целостности и конфиденциальности; защита серверов и рабочих станций; средства защиты локальных сетей при подключении к Интернет; защитные экраны; защита виртуальных локальных сетей.
Защита в СУБД:
Средства обеспечения защиты информации в СУБД; средства идентификации и аутентификации объектов баз данных, управление доступом;   средства контроля целостности информации, организация аудита; типы контроля безопасности: потоковый, контроль вывода, контроль доступа; многоуровневая защита; модели безопасности, применяемые при построении защиты в СУБД; использование транзакции для изолирования действий пользователей; блокировки; ссылочная целостность триггерная и событийная реализации правил безопасности; причины, виды, основные методы нарушения конфиденциальности в СУБД; получение несанкционированного доступа к конфиденциальной информации путем логических выводов; особенности применения криптографических методов; совместное применение средств идентификации и аутентификации, встроенных в СУБД и в ОС;  критерии защищенности БД и АИС; технологии удаленного доступа к системам баз данных, тиражирование и синхронизация в распределенных системах баз данных; кластерная организация серверов баз данных; задачи и средства администратора безопасности баз данных.
250

ОПД.Ф.15
Основы управленческой деятельности:        70
стиль руководства коллективом; управление кад­рами, деятельностью коллектива; организационная структура управленческой деятельности в учреж­дении; технология разработки и принятия управ­ленческих решений; информационная база управ­ленческой деятельности, управление информационной безопасностью объекта.
60

ОПД.Ф.16
Безопасность жизнедеятельности
Человек и среда обитания; основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности; безопасность и экологичность технических систем; безопасность в чрезвычайных ситуациях; управление безопасностью жизнедеятельности; основы электробезопасности; безопасность систем связи; анатомо-физиологические и психологические воздействия на человека опасных и вредных факторов при работе с защищенными автоматизированными системами.
100

ОПД.Р.00
Национально-региональный (вузовский) компонент
250

ОПД.В.00
Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом
240

ДС
Дисциплины специализации
890

ДС.Ф.01
Криптографические протоколы
криптографические протоколы и основные требования к ним; протоколы “рукопожатия”; протоколы установ­ления подлинности; протоколы идентификации и аутентификации; парольные системы разграни­чения доступа; протоколы генерации ключей; протоколы распределения ключей; рекомендации Х.509; протоколы разделения секретов; протоколы с нулевым разглашением; доказательства нулевого разглашения; протоколы "игры в покер".
100

ДС.Ф.02
Теретико-числовые методы в криптографии
сложность основных целочисленных алгоритмов в кольце целых чисел, кольцах вычетов и конечных полях; дискретное преобразование Фурье  для кольца целых чисел; квадратичные вычеты и невычеты, квадратичный закон взаимности Гаусса; цепные дроби; асимптотический закон распределения простых чисел; проверка чисел на простоту; построение больших простых чисел; методы разложения чисел на множители;  алгоритмы дискретного логарифмирования в конечном поле, криптографическая система RSA, потокол Диффи-Хеллмана.
90




ФТД
Факультативы
450

ФТД.01
Военная подготовка
450

Всего часов теоретического обучения 9180 час. (170 недель).
Практики - не менее 12 недель.

5. СРОКИ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 075200 КОМПЬЮТЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

  1. Срок освоения основной образовательной программы подготовки специалиста по защите информации при очной форме обучения составляет 286 недель, в том числе:

  1. Очно-заочная (вечерняя) и заочная форма освоения основной образовательной программы подготовки математика не предусматривается.

  1. Максимальный объем учебной нагрузки студента устанавливается 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы.

  1. Объем аудиторных занятий студента при очной форме обучения не должен превышать в среднем за период теоретического обучения 27 часов в неделю. При этом в указанный объем не входят обязательные практические занятия по физической культуре и занятия по факультативным дисциплинам. Реальный объем аудиторных занятий может за­висеть от возможностей вуза по учебно-методическому, материально-­техническому и кадровому обеспечению.
  2. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее 2-х недель в зимний период.
  3. При наличии возможностей по учебно-методическому, материально-тех­ни­чес­­ко­му и кадровому обеспечению вуз имеет право увеличивать длительность освоения программы и расширять перечень видов профессиональной деятельности выпускника.


6. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ И УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 075200 КОМПЬЮТЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

6.1 Требования к разработке основной образовательной программы подготовки математика.

  1. Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза для подготовки Математика на основе настоящего государственного образовательного стандарта.
Дисциплины по выбору студента являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебным планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентом.
Курсовые работы (проекты) рассматриваются как вид учебной работы по дисциплине и выполняются в пределах часов, отводимых на ее изучение.
По все дисциплинам и практикам, включенным в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено, не зачтено).
Специализации являются частями специальности, в рамках которой они создаются, и предполагают получение более углубленных профессиональных знаний, умений и навыков в различных областях деятельности по профилю данной специальности.
  1. При реализации основной образовательной программы высшее учебное заведение имеет право:

  1. Требования к кадровому обеспечению учебного процесса.

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемых дисциплин, и систематически занимающимися научной и/или научно-методической деятельностью. Преподаватели дисциплин в области методов и средств обеспечения информационной безопасности и дисциплин специализации, как правило, должны иметь ученую степень и/или опыт деятельности в соответствующей профессиональной сфере. Доля преподавателей, имеющих ученую степень (звание) и реализующих цикл общепрофессиональных дисциплин и дисциплин специализации, должна составлять не менее 60%, а по остальным дисциплинам не менее 50% от общего числа преподавателей.

  1. Требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса.

Реализация основной образовательной программы подготовки дипломированного специалиста должна обеспечиваться доступом каждого студента к библиотечным фондам и базам данных, по содержанию соответствующим полному перечню дисциплин основной образовательной программы, наличием методических пособий и рекомендаций по всем дисциплинам и по всем видам занятий - практикумам, курсовому и дипломному проектированию, практикам, а также наглядными пособиями, мультимедийными и аудио-видеоматериалами.
Лабораторными практикумами должны быть обеспечены следующие дисциплины: физика; информатика; электроника и схемотехника; аппаратные средства вычислительной техники, программно-аппаратные средства обеспечения ИБ; технические средства и методы защиты информации, криптографические методы защиты информации, а также дисциплины специализации. Лабораторная база высшего учебного заведения должна быть оснащена современными стендами и оборудованием, позволяющим изучать информационные технологии, в соответствии с реализуемыми вузом специальностью и специализациями.
Практические и семинарские занятия должны быть предусмотрены по дисциплинам в соответствии с примерным учебным планом по специальности 075200 “Компьютерная безопасность”.
Студенту должна быть обеспечена  возможность выхода во всемирную глобальную сеть Internet и работа в ней в соответствии с требованиями основной образовательной программы.
Компьютерные классы должны быть оснащены современной вычислительной техникой и необходимым программным обеспечением.
Библиотечный фонд вуза должен быть укомплектован учебниками, учебными пособиями, монографиями, учебно-методической документацией, руководствами к лабораторным работам и соответствующими задачниками, включая литературу для выполнения курсовых, дипломных и научно-исследовательских работ. В библиотечном фонде должны быть соответствующие профилю подготовки научно-технические и реферативные журналы в печатной или электронной форме. Обеспеченность учебной литературой по дисциплинам федерального компонента должна составлять не менее 0,5 экземпляра на одного студента.

  1. Требования к материально-техническому обеспечению учебного процесса.

Высшее учебное заведение, реализующее основную образовательную программу подготовки дипломированного специалиста, должно располагать материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, предусмотренных примерным учебным планом и научно-исследовательской работой студентов.

  1. Требования к организации практик.

Практика студента является средством связи теоретического обучения с практической деятельностью, обеспечивающую прикладную направленность и специализацию обучения.
Содержание практики определяется выпускающими кафедрами с учетом интересов и возможностей подразделения, в котором она проводится, и регламентируется программами по ее видам. Программы практик утверждаются вузом на основе примерных программ практик, рекомендуемых УМО по образованию в области информационной безопасности.

6.5.1. Целью производственной практики является: закрепление и углубление теоретических знаний, полученных студентами при изучении дисциплин общепрофессионального цикла и дисциплин специализации, приобретение и развитие необходимых практических умений и навыков в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника (п. 7.1); изучение обязанностей должностных лиц предприятия, обеспечивающих решение проблем компьютерной безопасности; формирования общего представления об технологиях обеспечения компьютерной безопасности систем, методов и средств ее обеспечения; изучение источников информации и системы оценок эффективности применяемых мер обеспечения компьютерной безопасности. Место проведения практики: профильные организации, учреждения и предприятия, а в качестве исключения кафедры и научные подразделения вуза.

6.5.2. Целью преддипломной практики является: подготовить студента к решению задач обеспечения компьютерной безопасности систем обработки данных предприятия и к выполнению выпускной квалификационной работы. Место проведения практики: профильные предприятия, научно-исследовательские организации и учреждения, обладающие кадровым и научно-техническим потенциалом, необходимым для подготовки студентом выпускной квалификационной работы.
6.5.3. Аттестация по итогам практики проводится на основании оформленного в  соответствии с установленными требованиями письменного отчета и отзыва руководителя практики от предприятия. По итогам аттестации выставляется  оценка.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 075200 КОМПЬЮТЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ.

  1. Требования к профессиональной подготовленности специалиста.

Математик должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации, указанной в п.1.2 настоящего государственного стандарта.
       
Математик должен знать и уметь использовать:

владеть:

Дополнительные требования к специальной подготовке математика определяются высшим учебным заведением с учетом особенностей спе­циализации.

  1. Требования к итоговой государственной аттестации специалиста.

  1. Итоговая государственная аттестация математика включает выпускную квалификационную работу (дипломная работа или дипломный проект) и государственный экзамен по специальности, позволяющий выявить теоретическую готовность выпускника к решению профессиональных задач. Итоговые аттестационные испытания предназначены для определения теоретической и практической подготовленности выпускника к выполнению профессиональных задач, установленных настоящим государственным образовательным стандартом, и продолжению образования в аспирантуре.
  2. Выпускная квалификационная работа математика (дипломная работа или дипломный проект) имеет целью систематизировать и углубить знания, совершенствовать навыки и умения выпускника в решении сложных комплексных  научно-технических задач с элементами научного исследования, а также проявить степень профессиональной подготовленности выпускника, ее соответствие данному образовательному стандарту. Дипломная работа представляет собой теоретическое или экспериментальное исследование одной из актуальных задач по специальности (специализации). Результаты работы оформляются в виде текста с приложением графиков, таблиц и, при необходимости, элементов документации  рабочего проекта для разработанного программно-технического комплекса. Дипломный проект представляет собой решение конкретной практической задачи, имеющей прикладной характер, или инженерной проблемы с проведением проектно-конструкторских расчетов и разработок, теоретических и экспериментальных исследований. Он оформляется в виде чертежей, расчетно-графических и иных материалов, моделей и пояснительной записки к ним. Конкретные требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются вузом на основании Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, государственного образовательного стандарта по специальности 075200 “Компьютерная безопасность” и методических рекомендаций УМО вузов по образованию в области информационной безопасности.
7.2.3 Междисциплинарный государственный экзамен по специальности имеет целью определение степени соответствия уровня подготовленности выпускников требованиям данного образовательного стандарта. При этом проверяются как теоретические знания, так и практические навыки выпускника в соответствии со специальностью (компьютерная безопасность),  квалификацией (математик) и специализацией полученного образования.
Порядок проведения и программа государственного экзамена по специальности 075200 “Компьютерная безопасность” определяются вузом на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО вузов по образованию в области информационной безопасности, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, утвержденного Минобразованием России, и государственного образовательного стандарта по специальности 075200 “Компьютерная безопасность”.


СОСТАВИТЕЛИ:

Учебно-методическое объединение по образованию в области информационной безопасности.

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования одобрен на заседании Учебно-методического совета по специальности 075200 протокол № 2   от  06.12.99 года. 

Председатель совета УМО                                        Б.А. Погорелов

Заместитель председателя совета УМО                        Е.Б. Белов

Председатель УМС                                                С.Н. Смирнов

СОГЛАСОВАНО:

Управление образовательных программ и стандартов высшего и среднего профессионального образования.

Начальник управления                                                Г.К. Шестаков
Заместитель начальника управления                        В.С. Сенашенко
Советник                                                                С.П. Крекотень

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель Директора ФСБ России
                                                                               Е.Б. Соловьёв
“___” __________ 2000 г.

Заместитель Генерального директора ФАПСИ
при Президенте Российской Федерации

“___” __________ 2000 г.

Первый заместитель
Председателя Гостехкомиссии России
                                                                               В.С.Соколов
“___” __________ 2000 г.